Регистрация
Цель обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя
Элизабет Хаббард
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.sakh-sun.ru/
Сейчас на сайте: 19

ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВАХ

Урок русского языка в 1 классе

 

Учреждение: МБОУ «СОШ с. Дачное» Корсаковского городского округа Сахалинской области

 Учитель: Шасткова Татьяна Романовна

 Предмет: Русский язык

 Класс: 1

 УМК: «Школа России»

 

Тема

Заглавная буква в словах

Цель и задачи темы

 

Предметные задачи урока: развивать умение писать имена собственные с заглавной буквы, отличать имена собственные от нарицательных; обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.

Метапредметные задачи урока:

Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.

Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

 

Планируемый результат

учащиеся научатся распознавать имена собственные;

писать имена собственные с заглавной буквы;

 применять полученные знания при решении нестандартных заданий.

 

Основные понятия

-  правила правописания заглавной буквы в именах собственных

Межпредметные связи

русский   язык, литературное чтение, окружающий мир

Оборудование

учебник «Русский язык. 1 класс»,

 «Рабочая тетрадь. 1 класс»,

электронное приложение к учебнику (1CD),

карточки для работы в группах,

 

иллюстрации о Москве,  

интерактивная доска

 

Деятельность учащихся

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая

 

Технология проведения

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

 

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

I этап.  Организационный

 

Цель– мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

 

Эмоциональный настрой.

Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.

Пусть каждый лучик согреет вашу душу и придаст вам силы и уверенности в познавании нового. А теперь вперед – за дело.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Настроить детей на работу.

 

 

Поприветствовать  учителя и друг друга. Настроиться на работу

II этап. Актуализация знаний

Цель-  актуализировать  знания

-А теперь приготовьте внимание, на минутку чистописания.

Для чего нужно выполнить это задание? (ответы детей).

- Повторим правила при письме.

(ответы детей)

- Букву, которую будете писать, вы определите сами, расшифровав данную запись:

Октябрь – осень

Январь – зима

Март - ?

Август - лето

( март – весна, пишем букву «в»)

- Верно, но буква обычная выросла вдруг. Выросла выше букв – подруг. Какая это буква? (заглавная)

- Какие звуки обозначает эта буква? Охарактеризуйте эти звуки. - Какое задание можно предложить, используя эту букву? (составить слоги, слова)

- Пишем букву «В» в соединении с гласными «е», «и», «у».

Личностные УУД

Регулятивные УУД

 

 

Коммуникативные УУД

 

 

Включить обучающихся

в обсуждение проблемных вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалог с учителем

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивать правильность выполнения заданий.

 III этап

Актуализация опорных знаний.

Цель

- мотивировать к изучению темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию.

 

 (на доске записаны слова)

кошка, собака, корова, Буренка

человек, Виктория, учитель, строитель

- Найдите лишнее слово в каждой строке. (Буренка, Виктория)

- Почему они лишние? Что у них общего? (написаны с большой буквы)

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке

- Назовите тему урока.

- Как вы думаете, чему мы научимся сегодня на уроке?

- Я предлагаю план работы, а ваше мнение?

(на доске выстраивается план урока символами)

Постановка цели урока

- Какую цель вы сегодня для себя поставите на уроке?

(Научиться писать  большую букву в именах собственных).

Коммуникативные УУД

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

 

 


 

Личностные УУД

 

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы  назвать тему урока.

 

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

 

IVэтап закрепление знаний

Цель-  научить

писать заглавную букву в именах собственных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

1.Работа по учебнику. (упр.1 с.122)

- С какой целью мы будем знакомиться с этим упражнением?

(чтобы узнать, какие слова пишутся с заглавной буквы)

- Прочитайте группы слов.

- Что обозначают слова, написанные с заглавной буквы?

- Попробуйте вывести правило, какие слова надо писать с заглавной буквы?

- Проверим, верно ли вы сформулировали правило.

(видеоматериал по теме урока)

- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

(ученики, выполнившие задание, читают страничку для любознательных о происхождении названий городов)

Взаимопроверка.

- Что вы узнали, посетив страничку для любознательных?

- Нужна ли нам эта информация и для чего?

- Какие слова написаны с заглавной буквы и почему?

(дети называют слова и эти слова появляются на доске)

2. Словарная работа.

- Назовите главный город нашей страны.

- Что вы знаете о Москве? Расскажите.

(ответы детей)

Ученик (рассказ с показом иллюстраций). Москва – не простой город, это столица нашей Родины. Столица – это значит главный город нашей страны. Нашему городу много лет. В самом центре города Красная площадь. Издавна слово «красная» означало – красивая. На Красной площади находится Кремль. В Кремле работает Президент нашей страны. На территории Кремля находятся Царь-пушка и Царь-колокол. Через весь город протекает река, которая называется Москва-река.

(Видеоматериал по теме урока, слайд «Словарное слово»)

- Почему это слово написано с заглавной буквы?

- Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение и выделите опасное место.

- Придумайте предложение с этим словом.

Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши над головой.

 

Кошка Пушинка,

Собака Смешинка,

Петух Крикун,

Козёл Бодун,

Воробей Тишка

Поросёнок Гришка,

Красивые Синички.

Как напишешь клички?

 

3. Работа по учебнику (упр.2)

- Прочитайте. Обсудите задание в парах.

- Как одним словом назвать все, что записано? (имена)

- Почему иногда называют Катя, а иногда – Екатерина?

- Когда можно употреблять сокращенное имя? А когда только полное?

- Назовите пары слов, какие у вас получились.

 

4. Самостоятельная работа.

(задание в тетради)

- Когда вы будете взрослыми, как вас будут называть?

- Напишите свое полное и сокращенное имя.

- Пригодиться ли вам в жизни знакомство с этим упражнением?

 - У нас в классе есть ребята с одинаковыми именами. А что кроме имени есть у человека, чтобы его можно было отличить от других? (фамилия, отчество)

- Напишите свое имя, отчество и фамилию.

Проверка.

 

5. Работа в группах.

Группы получают наборы карточек.

(каждый  ученик берет  карточку со словом)

- Прочитайте  слова. Какие буквы вы напишите на месте пропусков? Почему? Обсудите это в группах.  Составьте предложения

Книгу про …езнайку …аписал …иколай …осов.

(первая справившаяся группа пишет предложение на  интерактивной доске)

Проверяем.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: Имена, фамилии, отчества пишутся с большой буквы.

Давайте запишем имя незнайка правильно.

Самостоятельно затонируйте его (анализ слова)

Взаимопроверка

 

(Стихотворение шутка (читает ученик)

Жили-были дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А  Хохлаткою они

Звали жеребёнка.

А ещё у них была

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачка Мурка.

А ещё – два козла:

Сивка да Бурка!

 

-Почему стихотворение называется шуточным?

    - «Одна голова хорошо, а две лучше», как мы будем работать?

 

 Работа в парах по карточкам: соедините линиями кого, как надо назвать.

 

собака             Мурка

курица            Буренка

корова            Сивка да Бурка

кошка             Жучка

жеребята        Хохлатка

 

- Как написаны клички животных? (С заглавной буквы). А названия животных? (Со строчной).

 

Вывод: Клички животных пишутся с большой буквы.

 

А сейчас, ребята оцените свою работу.

Познавательные УУД

Организовать фронтальную работу.

 

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить взаимопроверке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовать работу  в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

 

Работать с информацией, представленной в учебнике.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в паре).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивать правильность выполнения заданий

V этап. Формирование новых ЗУН. 

Цель -  научить писать заглавную букву в географических названиях

V этап.  Формирование новых ЗУН.

 

- Мы работали над правописанием имён собственных: имён, отчеств, фамилий людей и кличек животных. Все эти слова пишутся с большой буквы. Но есть ещё другие слова, которые пишем с заглавной буквы – это географические названия. Что обозначают географические названия? (названия городов, морей, стран). Увидеть географические названия можно на карте.

(карта)

 

 Работа у доски по карте.

 

- Посмотрите на карту и прочитайте, географические названия.

 

- Прочитайте еще раз  и сделайте вывод, как они пишутся.

- Как вы думаете, почему географические названия пишутся с большой буквы? (Название – имя страны)

-

Вывод:Географические названия пишутся с большой буквы

 

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

 

 

 

 

 

 

Работать с информацией, представленной в карте.

 

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

 

VI этап Осознание и осмысление учебной информации.

 

Цель -  научить писать заглавную букву в географических названиях

Учитель организует самостоятельную работу: каждому ученику предлагает прочитать одно предложение на карточке и выбрать нужные буквы в названиях города и реки.

Через город красноярск протекает река енисей.

самопроверка

 

 

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

 

 

Физкультминутка (для глаз).

 

Мы долго писали и наши глазки устали, пришло время отдохнуть.

Физкультминутка (для глаз).

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть всё дано,

Где же дверь и где окно,

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

 

 

 

 

VII этап.  Рефлексия учебной деятельности

Цель -  научить осознавать свои достижения

- Дополните одну из фраз:

Сегодня на уроке я узнал(а)…..

 Теперь я могу…

На уроке я работал…

Материал урока мне был…

Мое настроение…

 

- Если Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим, покажите зеленую карточку.

- Если Вы считаете, что научились писать слова с заглавной буквой в именах собственных, но вам ещё нужна помощь, покажите желтую карточку.

- Если Вы считаете, что было трудно на уроке, покажите зеленую карточку.

 Как вы думаете, знания, полученные на уроке русского языка, пригодятся вам в жизни?

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

 

 

 

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.